Зачем писать техническое задание?

Понимание, зачем нужно писать техническое задание, приходит сразу же, как только заказчик и исполнитель сталкиваются с одной из этих проблем в работе с проектом:


  1. Организация процесса — в создании программного продукта, дизайна, видеоролика или контента участвует целая команда людей. Поэтому их коллективная работа просто обязана строиться по единым стандартам и правилам.

  2. Информирование — исполнитель должен чётко представлять специфику деятельности заказчика, понимать проблему, которую надо решить, и задачи, сформулированные руководством. Поэтому техническое задание может содержать анализ отрасли, портрет целевой аудитории, структуру будущего сайта и другие важные детали.

  3. Коммуникация — бывает, что исполнитель и заказчик никак не могут договориться. Поэтому техническое задание — это прежде всего нормативный документ, на основании которого устанавливаются задачи, сроки, стоимость и критерии оценки всех работ.

 

Чем крупнее проект, чем внушительнее на него отведен бюджет, тем более значимым становится наличие и проработка технического задания (далее ТЗ).

 


Какие сложности возникают с разработкой технического задания?

 

1. Назначение небольшого процента за разработку. Компании берут за разработку ТЗ в среднем 5%. На самом деле при написании подробного ТЗ «до запятой» можно смело брать от 10 до 15% цены договора.


2. Закладывание неадекватных критериев приемки. Качество ТЗ, полнота его формальных описаний — довольно субъективный параметр. Внести объективность помогут примеры документов, которые вам кажутся образцом, например, ТЗ, которое уже было написано. С обеих сторон, особенно со стороны заказчика, должны быть люди, способные понять технические подробности, указанные в образцах.

 


3. Несоответствие поставленных сроков реальному объему работ. Если вы знаете, что написание займет 1-2 дня, ставьте в договоре 15 рабочих дней. В процессе составления придет новое понимание целей и задач, появятся дополнительные детали и особенности, будут меняться планы. Никогда не ставьте срок впритык — практика показывает, что риск не уложиться к назначенной дате высок даже при предусмотренном запасе времени.


4. Стремление организовать процесс «на коленке». ТЗ не пишется за два разговора: при подписании договора и со сдачей документа. Вся основная работа заключена как раз между ними: вас ждет еще 2-5 встреч в неделю. И заказчику, и исполнителю нужно воспринимать эту организационную необходимость нормально.

 


5. Пренебрежение страхованием рисков. Риски велики почти так же, как при создании сайта. Исполнителю есть смысл прописать в договоре 100%-ную предоплату и страховую сумму невозвращаемых денег — не менее 30%. Это создаст у заказчика пунктик, что деньги уже отданы, и теперь надо заставить своих ответственных лиц добиться от исполнителя четкого и качественного составления ТЗ, а ему того и надо.

Напоследок скажем, что лучше иметь техническое задание хотя бы в общем виде, чем никакое. Есть и такой вариант: попробовать написать ТЗ самостоятельно и откорректировать его затем вместе с веб-мастером.

Читайте также, как самостоятельно разработать дизайн фирменного стиля.


Вы так же можете прочитать


Как правильно подбирать ключевые запросы, почему важна уникальность содержания сайта и в чем преимущества честности с поисковыми системами.
Нам было важно узнать отзывы наших клиентов и их удовлетворенность в оказываемых услугах; их оценки по качеству и обслуживанию. Поэтому мы заказали независимое маркетинговое исследование имиджа нашего интернет-агенств а«Hi-tech media», и были приятно порадованы результатами.
Закажите консультацию специалиста