Некоторые компании всерьез не понимают, зачем нужна корпоративная жизнь. Кто-то не понимает, но все равно старается устраивать какие-то мероприятия, носящие больше формальный характер. Формальный характер они носят потому, что корпоративная жизнь — это продукт корпоративной культуры, ее следствие, вот над чем надо работать в первую очередь, и об этом ниже.
Великое заблуждение руководства состоит в убеждении, что каждый сотрудник, проработавший год и более, отождествляет себя с компанией и воспринимает ее заботы — поддержание имиджа, увеличение продаж — как свои собственные.
На деле этого не происходит. Сотрудники вступают с вами в чисто деловые отношения, скрепленные договором, и каждый действует сам за себя. В этом случае наблюдается стремительная текучка кадров и низкий уровень ответственности за проекты. Да, сотрудник будет работать бесплатно или пережидать с вами «черный» период, но только тогда, когда он видит выгоду в долгосрочной перспективе. Он действует, как хороший инвестор: поддерживает компанию в трудные времена взамен на выгоду в будущем. Показать долгосрочную выгоду как раз и помогает корпоративная культура. Как ее наладить?
Корпоративная культура сглаживает конфликты в организации, что избавляет вас от текучки кадров, подставы со стороны исполнителей и создает налаженный, производительный рабочий процесс.
Опыт российских компаний показывает эффективность следующих действий со стороны руководства:
Совместные мероприятия
Организация труда
Участие в жизни сотрудников
Обучение
Вовлечение
Декларирование стандартов
То есть сотрудники все время чувствуют комфорт, незримую заботу фирмы себе. У них вырабатывается чувство ответственности, желание «не подвести». Они чувствуют связь друг с другом, пусть даже и обособляются по 3-5 человек, это естественное распадение большой общности на устойчивые социальные группы.
Налаженная корпоративная культура и, как следствие, здоровая корпоративная жизнь сглаживают межличностные и внутриличностные конфликты в организации, что избавляет вас от текучки кадров, подставы со стороны исполнителей и создает налаженный, производительный рабочий процесс.
Как решаются внутриличностные конфликты — если работник и недоволен чем-то в организации, эти минусы нейтрализуются в его глазах за счет плюсов, которые дает корпоративная культура. «Платят не так, как хотелось бы, зато бесплатно кормят печеньками и поят кофе, дарят абонемент в фитнес-зал». Да и увольняться из фирмы, где у тебя своя «банда», не всем захочется. Люди будут сначала пытаться наладить то, что им не нравится: поговорить с начальством, узнать условия продвижения по карьере.
Как решаются межличностные конфликты — если у сотрудника возник с кем-то межличностный конфликт, он будет ощущать, что ему есть к кому обратиться, что остальные сотрудники по-прежнему остаются частью его окружения. Он не чувствует себя одиноким, брошенным один на один с конфликтующей стороной. Он всегда может выговориться перед единомышленниками, а у начальства попросить решения вопроса, например, переводом в другой отдел или принятием мер, если нападки конфликтующего необоснованны.
Напутствие напоследок
Подходите к формированию корпоративной культуры очень внимательно: если на предприятии уже сложилась какая-то культура, пусть и со знаком минус, то поощрительные меры, связанные с затратами бюджета, вроде выездов на природу и подарков к каждому дню рождения, могут сыграть отрицательную роль. Люди просто будут пользоваться, сохранив прежнее негативное отношение к компании или руководству.